Федеральное законодательство
Главная книга
Бюллетень

Семинары

Январь 2026
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

07.11.2025

Отправлять письма в ИФНС надо по-новому

Налоговая служба старается автоматизировать все процессы работы с налогоплательщиками. В том числе и по их обращениям. Во втором полугодии запланировано постепенно урезать возможности общения с ИФНС через операторов ТКС. Как по новым правилам общаться с инспекцией, читайте в статье.

Информобмен с инспекцией по ТКС

Автоматизация и снижение ручного труда — приоритет нашей налоговой службы. Зачем получать от налогоплательщиков PDF-файлы или другие скрины, информацию из которых инспектор должен вручную вносить в программу ФНС? Тем более когда такую информацию налогоплательщик направил в свою инспекцию в произвольной форме (чаще — в виде скрина). Лучше вообще избавиться от этого: пусть тот, кто посылает, сразу делает все в том виде, в котором программа ФНС автоматически это загрузит, подхватит, сохранит и потом сможет проанализировать для разных задач.

Налоговая служба заявила, что для этой цели в 2025 г. при работе через оператора ЭДО по ТКС запланировано следующее:

с 01.07.2025 размер файлов, которые приложены к обращениям в налоговые органы (к письмам в произвольной форме), уменьшился с 5 МБ до 1 МБ;

с 01.10.2025 вообще хотели запретить прикладывать приложения (файлы) к обращению в налоговую через оператора ЭДО;

с 01.11.2025 планировали, что в инспекцию и в любой другой налоговый орган не получится направить по ТКС обращение в произвольной форме (документооборот типа 02 «ОбращениеНП»).

Что это значит? То, что если программа ФНС будет работать именно так, как сообщила налоговая служба, то начиная с ноября 2025 г. через оператора ТКС вы не сможете направить неформализованное обращение в инспекцию — письмо, жалобу и т. д. Но у нас довольно часто бывает так, что планы ФНС не всегда реализуются в нужные сроки. Поэтому уже сейчас ясно, что и документооборот типа 02 (обращения в произвольной форме) будет жить несколько дольше, чем планировала ФНС. И когда реально наступит час Х — предугадать сложно. Но знать об этом все равно нужно. И не удивляйтесь, если в один не очень прекрасный момент у вас не получится направить обращение в ИФНС через оператора ЭДО по ТКС.

Отмена возможности посылать в ИФНС обращения в произвольной форме по ТКС через операторов ЭДО — это всего лишь вопрос времени. Так что лучше уже сейчас подобрать для себя подходящий альтернативный вариант

Отмена возможности посылать в ИФНС обращения в произвольной форме по ТКС через операторов ЭДО — это всего лишь вопрос времени. Так что лучше уже сейчас подобрать для себя подходящий альтернативный вариант

Будем размышлять о ситуации, когда озвученные планы ФНС воплотятся в жизнь. Если у вас инспекция запросит, к примеру, в рамках проверки какие-то пояснения и документы, то это будет документооборот с типом 12 «Представление» (а не тип 02, который планируется к запрету с ноября для ЭДО по ТКС). И в рамках документооборота 12-го типа ничего не изменилось сейчас и не изменится потом, когда отменят документооборот типа 02 при общении по ТКС. Как и прежде, можно будет направлять в инспекцию в том числе и скрины документов в ответ на требование ИФНС.

Также сохранится возможность направлять по ТКС через оператора ЭДО формализованные документы — в формате XML, который утвержден налоговой службой. К примеру, УПД в электронном виде формата 5.03, или же договор по установленному формату, или любой другой электронный документ в формате ФНС.

Ищем альтернативу: как послать письмо в ИФНС, если отменят обращения через ТКС

Если письмо налогоплательщика неформализованное (не в формате XML, утвержденном ФНС), то его можно будет передать в ФНС (ИФНС, УФНС и другой налоговый орган):

в электронном виде:

— через сервис налоговой службы «Обратиться в ФНС России»;

— через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, «Каталог обращений»;

— через сервис «Платформа обратной связи» на портале госуслуг;

— через ГИС ГосЭДО — операторы электронного документооборота дают такую возможность, но это отдельный сервис, не связанный с сервисом по сдаче электронной отчетности в налоговые органы;

в бумажном виде, по старинке:

— при личном обращении в налоговую инспекцию;

— по почте.

* * *

Отрезание возможности посылать обращения (письма в произвольной форме) через операторов ЭДО — не только часть автоматизации общения между ФНС и налогоплательщиками. Это еще и дополнительный способ привлечь внимание организаций и индивидуальных предпринимателей к сервису «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте ФНС. Так что уже сейчас лучше вспомнить пароль от своего личного кабинета и почаще заглядывать в него.

Кстати, именно в личный кабинет налоговики стали нередко высылать различные требования. Так что следить за ЛК — в интересах самого налогоплательщика. Иначе можно пропустить срок для ответа и попасть на штраф.

ООО "Консультант Норд"
163000, Архангельская обл., г. Архангельск, Троицкий пр-кт, дом 63, офис 60, 8 (8182) 65-51-04

Политика обработки персональных данных
Создание сайта LunaCraft