Важные новости для юриста за неделю с 11 по 15 августа
Обнулили размер репатриации и продажи валютной выручки для ряда экспортеров. Изменили правила об эвакуационных выходах и путях. Установили правила назначения санкций операторам по приему платежей. Об этих и других новшествах читайте в нашем обзоре.
- Топ-3 "поворотных" дел кассации по трудовым спорам за май – июнь 2025 года
- Обязательная репатриация и продажа валютной выручки экспортерами: правительство обнулило нормативы
- Пожарная безопасность: свод правил об эвакуационных выходах и путях изменен
- Надзор за операторами по приему платежей: ЦБ РФ установил правила назначения санкций в ряде ситуаций
- Форму единого транспортного документа и порядок его составления нужно применять с 1 сентября
- Кассация поправила суды, которые не увидели в действиях почты ненадлежащего извещения стороны дела
- ВС РФ: мораторные проценты включаются в состав субсидиарной ответственности
- ВС РФ снова назвал случай, когда суд введет процедуру банкротства и при отсутствии основного долга
- ВС РФ напомнил, как доказывать упущенную выгоду из-за простоя транспортного средства при ДТП
- Периодичность обязательного профилактического визита на многих объектах: проект Минэкономразвития
1. Топ-3 "поворотных" дел кассации по трудовым спорам за май – июнь 2025 года
Анонс обзора:
- Компенсация допотпуска за ненормированный рабочий день.
- Предложение вакансий при сокращении.
- Расторжение договора из-за истечения срока.
Подробнее в нашем обзоре.
2. Обязательная репатриация и продажа валютной выручки экспортерами: правительство обнулило нормативы
С 22 августа 2025 года для российских экспортеров размер репатриации и продажи валютной выручки снизили до нуля. К такому решению привело укрепление и стабилизация курса рубля, а также отсутствие проблем с валютной ликвидностью.
Сейчас крупнейшие российские экспортеры зачисляют на свои счета в банках не менее 40% инвалюты по внешнеторговым контрактам и продают на внутреннем рынке 90% зачисленной валюты. Правила касаются тех, кто работает в ТЭК, отраслях черной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности, зерновом хозяйстве.
Документы: Постановление Правительства РФ от 14.08.2025 N 1210; Информация с сайта Правительства РФ от 14.08.2025
3. Пожарная безопасность: свод правил об эвакуационных выходах и путях изменен
МЧС утвердило изменение N 3 к СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы". Оно опубликовано на сайте Росстандарта и уже действует. Выделим основные новшества.
Указали условия, при которых кресла, стулья и скамьи в зрительном зале можно не крепить к полу: если посадочных мест не больше 200 и они соединены в ряду между собой.
Помещения с пребыванием детей можно размещать на цокольном этаже, заглубленном более чем на 0,5 м (ранее на это был запрет). Из каждого такого помещения надо обустроить один эвакуационный выход непосредственно наружу.
По общему правилу помещения для учащихся с 3-го по 4-й класс разрешили располагать не выше 3-го этажа (до этого допускалось размещать их не выше 2-го).
Документ: Приказ МЧС России от 16.06.2025 N 502
4. Надзор за операторами по приему платежей: ЦБ РФ установил правила назначения санкций в ряде ситуаций
С 1 октября 2025 года Центробанк будет принимать решения, например, о штрафе не позже 40 рабочих дней с даты, когда выявит несоблюдение отдельных требований. Речь идет, в частности, о просрочке передачи поставщику сведений о полученных в его пользу платежах.
Предписание о санкции ЦБ РФ направит оператору через личный кабинет на сайте регулятора. Он сделает это в течение 5 рабочих дней после даты принятия решения.
Если Центробанк назначит штраф, то в предписании среди прочего укажет его точный размер и срок уплаты. Также будут обозначены реквизиты для перевода.
Вступят в силу и другие нормы, в т.ч. о требовании устранить нарушения.
Напомним, штрафовать смогут с 1 октября. Максимальная сумма – 1 млн руб. Штраф не назначат, если за то же нарушение уже наказала отраслевая СРО.
Документ: Указание Банка России от 24.06.2025 N 7093-У
5. Форму единого транспортного документа и порядок его составления нужно применять с 1 сентября
С 1 сентября 2025 года единый транспортный документ (ЕТД) будет оформлять перевозчик при заключении договора перевозки в прямом смешанном сообщении.
В ЕТД надо указывать:
- перевозчика;
- предмет договора;
- полный маршрут;
- пассажира или грузоотправителя;
- информацию о ручной клади (багаже, грузе, грузобагаже);
- условия перевозки каждым видом транспорта в последовательном изложении до конечного пункта;
- грузополучателя;
- особые отметки (если есть);
- размер платы;
- служебные данные перевозчика.
Состав всех этих сведений подробно раскрыт. Так, служебная информация включает номера терминала и заказа, дату и время составления ЕТД и пр.
Форма бумажного ЕТД предполагает указание среди прочего его серии и номера. Использовать копию документа, исправлять его и печатать на двух сторонах одного или нескольких листов нельзя.
При создании, в том числе в своих системах, электронного ЕТД перевозчики будут присваивать ему номер.
Есть и другие правила.
Напомним, с 1 сентября 2025 года заработает Закон о прямых смешанных перевозках. Именно он предусматривает оформление ЕТД по правилам Минтранса. Формат электронного ЕТД утвердит ФНС.
Документ: Приказ Минтранса России от 11.06.2025 N 187
6. Кассация поправила суды, которые не увидели в действиях почты ненадлежащего извещения стороны дела
Конкурсный управляющий просил признать сделки должника и компании недействительными. Две инстанции удовлетворили требование. Кассация отменила акты, в частности, из-за процессуального нарушения.
Нельзя было считать, что компанию известили надлежащим образом о дате и времени первого заседания:
- на заказном письме с определением о принятии заявления к производству нет отметки о попытке вручения;
- по отчету об отслеживании отправления извещение вручили почтальону в ночное время, чтобы тот передал его компании. Позже письмо вернули отправителю, так как истек срок хранения;
- другие отчеты в деле отсутствуют. Доказательств, что почта приняла все меры по доставке, нет.
Кассация сослалась среди прочего на позицию ВС РФ. Если корреспонденцию вернули из-за истечения срока хранения без отметки об извещении заявителя о поступлении письма (о попытке вручения почтальоном), то уведомление о разбирательстве в первой инстанции ненадлежащее.
Отметим, ВС РФ неоднократно обращал внимание на недочеты в работе почты при оценке правильности судебных извещений.
Документ: Постановление АС Московского округа от 29.07.2025 по делу N А40-187199/2020
7. ВС РФ: мораторные проценты включаются в состав субсидиарной ответственности
В деле о банкротстве три инстанции не стали учитывать мораторные проценты в составе субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.
По мнению ВС РФ, это незаконно:
- у финансовых санкций, которые Закон о банкротстве прямо указывает включать в субсидиарную ответственность, и мораторных процентов одинаковая правовая природа;
- ни в части финансовых санкций, ни по мораторным процентам размер ответственности не ограничен;
- нет оснований считать, что мораторные проценты не входят в размер субсидиарной ответственности. Должник не может погасить их именно из-за виновных действий субсидиарных ответчиков.
Отказ включить мораторные проценты в размер субсидиарной ответственности стимулирует недобросовестное поведение тех, кто злоупотребил правами и причинил вред кредиторам.
Спор в данной части направили на новое рассмотрение.
Документ: Определение ВС РФ от 04.08.2025 N 302-ЭС24-490 (2, 3)
Рекомендуем: Как привлечь к субсидиарной ответственности руководителя должника при банкротстве; Когда учредителя могут привлечь к субсидиарной ответственности по обязательствам юрлица
8. ВС РФ снова назвал случай, когда суд введет процедуру банкротства и при отсутствии основного долга
Дело о банкротстве компании (санатория) прекратили, так как реестровые долги погасило третье лицо. Затем она реализовала почти всю недвижимость, в т.ч. продала третьему лицу спальный корпус. Кредитор по текущим обязательствам подал новое заявление о банкротстве. И вновь вмешалось третье лицо – оно погасило основной долг, а крупная неустойка осталась.
Первая инстанция и кассация сочли, что признаков банкротства нет. Однако ВС РФ согласился с апелляцией – вопрос о прекращении дела нужно рассмотреть заново.
Если у должника явно не хватает имущества и участники отношений недобросовестны, то отказывать в банкротстве из-за отсутствия минимальной суммы основного долга нельзя. Верховный суд уже приходил к сходному выводу.
Следовало проверить, не создавало ли третье лицо формальных препятствий к оспариванию подозрительных сделок компании. Тем более, по словам кредитора, третье лицо так и не оплатило спальный корпус, хотя эта сумма покрыла бы все долги компании.
О злоупотреблении правом может говорить поведение третьего лица, когда оно:
- частично погашает обязательства должника с явными признаками объективного банкротства;
- покупает у него имущество стоимостью выше всех требований кредиторов;
- не рассчитывается за это имущество.
Документ: Определение ВС РФ от 23.07.2025 N 308-ЭС24-13579(2)
9. ВС РФ напомнил, как доказывать упущенную выгоду из-за простоя транспортного средства при ДТП
По вине водителя автомобиля произошло столкновение с трамваем. Авария повлекла блокировку путей и задержку движения трамваев. Их владелец рассчитал упущенную выгоду по своей методике и подал иск о взыскании денег с виновника. Три инстанции согласились с требованием.
По мнению ВС РФ, истец среди прочего обязан доказать, что реально мог получить гарантированный объем доходов, а нарушение ответчика – единственное тому препятствие. Однако владелец трамваев этого не сделал.
Суды не изучили доказательства задержки рейсов:
- показания ГЛОНАСС/GPS, систем мониторинга общественного транспорта и систем спутникового слежения;
- путевые листы с отметками о вынужденном простое с указанием его времени.
Методика истца по определению и взысканию с третьих лиц убытков от простоя – это внутренний документ. Он не распространяется на ответчика.
Верховный суд направил дело на новое рассмотрение. Он уже приходил к аналогичным выводам.
Документ: Определение ВС РФ от 04.07.2025 N 5-КГ25-47-К2
10. Периодичность обязательного профилактического визита на многих объектах: проект Минэкономразвития
Хотят определить общую для разных видов контроля частоту проведения визита на объектах трех категорий риска: значительного – раз в 4 года, среднего – раз в 5 лет и умеренного – раз в 7 лет.
Есть исключения. В рамках пожарного и санитарно-эпидемиологического надзора периодичность при значительном риске – раз в 3 года, а при умеренном – раз в 6 лет. Последнее касается и ветеринарного контроля. Значительный риск для него не предусмотрен.
Визит, который проводят в связи с уведомлением о запуске отдельных видов бизнеса, в расчет не возьмут.
Сейчас общая частота обязательного профилактического визита установлена лишь для объектов чрезвычайно высокого, а также высокого риска. Более того, некоторые виды контроля пока не предполагают периодическую организацию данного мероприятия на объектах, например, среднего риска.
Напомним, незаконное решение о проведении обязательного визита можно оспорить.
Документ: Проект постановления Правительства РФ