Федеральное законодательство
Главная книга
Бюллетень

Семинары

Октябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
6
7
13
14
20
21
22
25
26
27
28
    
01.08.2018

Итоги трех с половиной лет контроля

Традиционно одной из наиболее коррупциогенных считается сфера закупок. На первом месте стоят государственные и муниципальные закупки, регулируемые Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Второе место занимают закупки, проводимые юридическими лицами в соответствии с  Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Задача каждого сделать так, чтобы по этим направлениям возникало как можно меньше потенциальных угроз и неприятных вопросов со стороны контрольно-надзорных и правоохранительных органов

Контроль за соблюдением требований вышеуказанных законов осуществляет Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы на местах.

Динамика поступления в Архангельское УФАС России жалоб такова:

- по 44-ФЗ:

- в 2015 — 599 (из них: возвращено – 68, отозвано – 37 (т.е. рассматривались по существу - 494), признаны обоснованными – 126 (25,5%), признаны необоснованными - 368, количество закупок с нарушениями -  149, выдано предписаний об устранении нарушений – 135);

- в 2016 — 482 (из них: возвращено – 90, отозвано – 15 (т.е. рассматривались по существу - 377), признаны обоснованными – 123 (33%), признаны необоснованными – 254, количество закупок с нарушениями - 145, выдано предписаний об устранении нарушений – 78);

- в 2017 — 445 (из них: возвращено – 67, отозвано – 26 (т.е. рассматривались по существу - 352), признаны обоснованными – 97 (28%), признаны необоснованными -  255, количество закупок с нарушениями – 130, выдано предписаний об устранении нарушений – 89);

- в 1 полугодии 2018 - 209 (из них: возвращено – 29, отозвано – 10 (т.е. рассматривались по существу - 170), признаны обоснованными – 41 (24%), признаны необоснованными -  129, количество закупок с нарушениями – 65, выдано предписаний об устранении нарушений – 51).

- по 223-ФЗ:

- в 2015 — 57 (из них: 2 отозваны (т.е.по существу рассматривалось 55), 38 признаны необоснованными, 17 – обоснованными. Выдано 8 предписаний об устранении нарушений);

- в 2016 — 43 (из них: 3 отозваны (т.е.по существу рассматривалось 40), 30 признаны необоснованными, 10 – обоснованными. Выдано 8 предписаний об устранении нарушений);

- в 2017 – 68 (из них: 49 возвращены заявителю, 6 направлены по подведомственности, 2 отозваны (т.е.по существу рассматривались 11), 6 признаны необоснованными, 5 – обоснованными. Предписания не выдавались);

- в 1 полугодии 2018 — 35 (из них: 19 возвращены заявителю, 2 направлены по подведомственности, 1 отозвана (т.е.по существу рассматривались 13), 11 признаны необоснованными, 2 – обоснованными. Выдано 2 предписания об устранении нарушений).

Административная ответственность за нарушения требований Закона о контрактной системе № 44-ФЗ установлена в ст.ст. 7.29, 7.30, 7.31, 7.31.1, 7.32, 7.32.5 КоАП России, за нарушения Закона о закупках № 223-ФЗ — в статье 7.32.3 КоАП России.

Управлением вынесено постановлений о наложении административных штрафов:

- за нарушение норм Закона о контрактной системе № 44-ФЗ:

в 2015 году — 31 на сумму 783,6 тыс. руб.;

в 2016 году — 28 на сумму 458,2 тыс. руб.;

в 2017 году – 77 на сумму 1792,1 тыс. руб.;

в 1 полугодии 2018 года – 61 на сумму  1071,44 тыс. руб.

 

- за нарушение норм Закона о закупках № 223-ФЗ:

в 2015 году — 8 на сумму 259 тыс. руб.;

в 2016 году — 2 на сумму 80 тыс. руб.;

в 2017 году – 19 на сумму 358 тыс. руб;

в 1 полугодии 2018 года – 5 на сумму 90 тыс. руб.

 

Как видите, по 44-ФЗ прослеживается тенденция уменьшения количества жалоб. Объяснить это можно либо снижением количества проводимых закупок (данными сведениями Управление не обладает), либо повышением качества подготовки документации и профессионализма заказчиков и уполномоченных органов. Второе предположением не в последнюю очередь можно отнести на счет усилий Контрактного агентства Архангельской области. Именно благодаря этому процент обоснованности жалоб на областных заказчиков значительно ниже аналогичного процента жалоб на федеральных или муниципальных заказчиков (2015 – 21%, 2016 – 24%, 2017 - 20%).  Кроме того, по факту эти цифры даже ниже, т.к. они приведены без учета итогов обжалования решений УФАС в суде.

В заключение хочется обратить внимание заказчиков, которые не пользуются услугами Контрактного агентства, на необходимость внимательнее подходить к составлению документации – стараться отслеживать изменения законодательства, вовремя удалять из шаблонов документации неактуальные нормы (к примеру, до сих пор Архангельскому УФАС России встречается «турецкая оговорка»). Подобную невнимательность активно используют так называемые профессиональные жалобщики.

Да, эти нарушения формальны, да, они не влекут выдачу предписаний об устранении нарушения, но все же являются нарушениями 44-ФЗ и портят общую картину. Кроме того, эти пусть формальные, но все же нарушения являются нарушением норм КоАП РФ и влекут привлечение виновных лиц к административной ответственности.

© 2010-2017 КонсультантПлюс Архангельск
Создание сайта LunaCraft
Яндекс.Метрика