Скажи «нет» ненормативной лексике в рекламе
Борьба с ненормативной лексикой, в том числе в рекламе, порой приобретает весьма причудливые формы и выливается в жалобы о нарушении рекламного законодательства.
20.03.2019 в Архангельское УФАС России по электронной почте поступило обращение, согласно которому «размещенный в городе Архангельске на проспекте Чумбарова-Лучинского баннер с содержанием: «LOUNGE FRIENDS SMOKE HOUSE» и эмблемой с надписями «NUAHULE SMOKE АРХАНГЕЛЬСК» и «NUAHULE GROUP» нарушает нормы Закона о рекламе».
Заявитель пишет, что «в эмблеме дважды используется слово (фраза) «NUAHULE», выполненное буквами латинского алфавита, которое при прочтении созвучно с русским обсценным выражением «---». При этом согласно интернет-сервису Яндекс.Переводчик, у слова (фразы) «NUAHULE» отсутствует перевод с большей части языков мира». Исходя из этого заявитель сделал вывод, что «данное выражение является завуалированным бранным выражением и используется намеренно с целью привлечения внимания и публичной провокации».
В связи с указанными обстоятельствами, заявитель просит УФАС принять меры к демонтажу баннера и привлечению лиц, ответственных за его размещение, к административной ответственности.
УФАС, конечно же, рассмотрит обращение в установленном порядке, но есть сомнения в том, что Управление выявит нарушение рекламного законодательства. Неблагозвучность для уха русского человека названий некоторых иностранных брендов – будь то японская корпорация Zaibatsu, детское питание Bledina или сеть кальянных Nuahule может вызвать только улыбку, но уж никак не демонтаж баннера.
Хотя есть примеры иного подхода – 13.03.2019 Санкт-Петербургское УФАС России возбудило дело о нарушении Закона о рекламе в отношении владельца суши-бара «Ёбидоёби» на Приморском проспекте. На заведение пожаловались местные жители, которым название показалось оскорбительным (https://forpost-sz.ru/a/2019-03-13/peterburgskoe-ufas-vozbudilo-delo-protiv-sushi-bara-s-necenzurnym-nazvaniem).
Вместе с тем, не каждое возбужденное дело завершается признанием факта нарушения закона.
Рассмотрение дел подобной категории довольно затруднительно, так как вопрос установления наличия/отсутствия нарушения рекламного законодательства крайне субъективен и зачастую зависит от мнения лингвистов, филологов и опроса жителей.
Скажите, а Вас коробит от названия «NUAHULE»?
Пресс-служба Архангельского УФАС России